Новый закон о такси: поехали

i
0
23-07-2013, 11:42
25

Новый закон о такси: поехали!

С 1 сентября вступает в силу закон, кардинально меняющий деятельность такси. По мысли авторов, закон должен решить сразу несколько проблем. Во-первых, легализовать водителей, занимающихся частным извозом. Во-вторых, повысить качество услуг, оказываемых службами такси. В-третьих, обеспечить безопасность пассажирских перевозок легковым транспортом. В целом, сделать прозрачным этот рынок. Необходимость в регулировании сферы пассажирских перевозок такси никем не оспаривалась, и закон был необходим. Но он породил больше вопросов, чем ответов – и у потребителей, и у таксистов, и у органов власти, на которые возложат обязанность контролировать исполнение закона. Попробуем ответить на некоторые из них.

Что изменится?

Принципиальных моментов два. С сентября деятельность служб такси подлежит обязательному лицензированию. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Разрешение выдается по заявлению соответствующим органом субъекта Федерации на срок не более пяти лет. Обязательным условием получения разрешения является наличие на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств. Все выданные лицензии заносятся в реестр, который публикуется на официальном сайте уполномоченного органа.

Чтобы осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа, к легковым такси предъявляется ряд требований. Автомобиль должен проходить государственный технический осмотр каждые полгода. На кузове машины по бокам необходимо нанести «шашечки», на крышу установить опознавательный фонарь оранжевого цвета. Все автомобили такси должны быть одного цвета, если такое требование установит региональный закон, а также оснащены таксометром и кассовым аппаратом. Водитель должен иметь стаж управления легковым такси не менее трех лет либо общий водительский стаж не менее пяти лет. В обязанности служб такси входят: обеспечение технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей; контролирование технического состояния авто и проведение медицинского осмотра водителей перед выездом на линию.

Федеральный закон устанавливает лишь общие требования и предполагает принятие соответствующих региональных нормативно-правовых актов. Судя по тому, что ужесточающие ответственность водителей такси, должностных и юридических лиц статьи Кодекса об административной ответственности вступят в силу только с 1 января 2012 года, у регионов есть четыре месяца, чтобы урегулировать все законодательные вопросы, соответственно, у служб такси и частных водителей - получить разрешение.

«Сроки принятия регионального закона зависят от органов государственной власти Тюменской области. Сейчас законопроект находится в стадии разработки, - рассказал член совета Союза потребителей РФ Илья Чернышев. - Пока никакой точной информацией по этому вопросу мы не располагаем. По крайней мере, нам никаких предложений поучаствовать в разработке закона не поступало. Очевидно, закон будет принят Облдумой в осеннюю сессию».

Чем отличаются диспетчерские службы от служб такси?

Если рассматривать службы такси, обладающие собственными автопарками, то, вероятнее всего, для них новый закон ничего не меняет. Все, что им требуется, пройти лицензирование. Но как таковых служб такси в Тюмени практически нет. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Зато в изобилии так называемые диспетчерские службы. По запросу «ДубльГис» выдал около 50 таких служб только в Тюмени. Однако, как говорят профессионалы, это число раза в три больше. Очень многие водители работают сами на себя, развешивая объявления по городу. К этому стоит добавить, что помимо городов, сегодня в каждом районном центре Тюменской области работают свои диспетчерские службы, которые по сути выполняют роль общественного транспорта. За сравнительно небольшую плату в 50-60 рублей можно доехать в любую точку села.

Диспетчерские службы по большей части вполне легальны, ведут бизнес, отчисляют налоги и ни от кого не скрываются. Но создаются и существуют только для заказа машин. Все водители работают с диспетчерскими службами на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Диспетчерские службы принимают заказы от клиентов, обрабатывают их и направляют автомобиль по определенному адресу.

«По новому закону непосредственно человек, который занимается частным извозом, должен получить разрешение на этот вид деятельности, при условии, что он выкрасил автомобиль в определенный цвет, нанес на борта кузова цветографическую схему, обозначающую такси, открыл индивидуальное предприятие, оснастил машину таксометром, кассовым аппаратом, установил на крыше машины опознавательный фонарь. Дальше он приходит в диспетчерскую службу и заключает с ней договор о том, что готов принимать от службы информацию о заказах и на законных основаниях выполнять данные заказы как таксист», - говорит руководитель структурного подразделения диспетчерской службы «ВЕЗИТакси» Иван Волынкин.

Схемы работы на такие фирмы могут быть различными, пояснил Олег Сидоров, в свободное от основной работы время подрабатывающий частным извозом. Во-первых, можно отчислять фирме определенный процент со всех заказов. В Тюмени он составляет 15%. С каждой заработанной за день тысячи водитель отдает 150 рублей. Действует и схема работы по абонементу. То есть водитель платит за месяц работы. В этом случае, вне зависимости от того, выходил он на линию или нет, с его счета ежедневно снимается определённая сумма. Можно выкупить смену. Тогда таксист платит за конкретные часы работы».

Однако, по словам Олега Сидорова, каких-либо налогов за осуществление деятельности частного таксиста водитель не выплачивает. Поскольку ни ИНН, ни номера страхового пенсионного свидетельства у водителей не спрашивают. При этом для осуществления перевозок может дополнительно привлекаться до 100 водителей с личным транспортом. Получается, что считать таких таксистов официально зарегистрированными нельзя. С другой стороны, они хотя бы организованы и работают «под крышей» официальных служб.

По словам же Ивана Волынкина, до кризиса, 3-4 года назад, если у диспетчерской службы было 200 водителей, она считалась достаточно крупной. Сегодня у самых крупных диспетчерских города, входящих в первую пятерку, - в базе данных от тысячи водителей и больше. Но все зависит от раскрученности фирмы - кому-то и тысячи водителей не хватает, а кому-то и десяти достаточно.

Уязвимость схемы работы по договору оказания информационных услуг - в правовой незащищенности как водителя, так и пассажира. В непредвиденных ситуациях будет очень сложно найти ответственного.

 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.